10 недостатков нового транспортного плана

Постановление Администрации Волгограда от 29.04.2016 №610 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016-2020 годы» положило начало реформе транспортного планирования в Волгограде.

В настоящее время для интересующихся доступен текст этого постановления и презентация, озвученная в апреле:

postanovlenje.doc

kts.pdf

Главным достижением, на наш взгляд, следует считать сам факт разработки плана с рядом переходных положений вместо попытки всё изменить мгновенно.

К чести авторов реформы, в основе документа планирования (отчего было не сказать просто «план»?) лежит максимально качественное исследование, какое можно было осуществить в стесненных бюджетных условиях.

Судя по тому, что схемы новых маршрутов представлены на «Яндекс. Картах», можно предполагать, что и исследование, и рекомендации были подготовлены специалистами администрации за зарплату. Обычно, для реформирования общественного транспорта в миллионных городах принято привлекать внешних консультантов. Зато, благодаря проведенному мониторингу, мы теперь знаем точно, сколько в Волгограде каких моделей маршруток:

Разумным представляется решение разделить опорную и вспомогательную автобусные сети, т.е. выделить социальные и коммерческие маршруты с соответствующими различиями в интервалах движения и вместительности автобусов. Кроме того, особо рассмотрена сезонная сеть.

План подготовлен и будет реализовываться комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, т.е. он задуман как ведомственный узконаправленный документ, ограниченный рамками полномочий комитета, как в части проблем, так и в части решений и их последствий.

Декларируемыми целями плана являются:

  1. обеспечение безопасности перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
  2. снижение загрузки улиц и автомобильных дорог;
  3. обеспечение безопасности дорожного движения;
  4. исключение дублирования муниципальных маршрутов регулярных перевозок;
  5. повышение качества, эффективности и безопасности транспортного обслуживания населения городского округа город-герой Волгоград.

По нашему мнению, реальными целями принятия плана были:

  1. Избавление города от маршруток перед Чемпионатом Мира по футболу;
  2. Улучшение финансового положения муниципального автобусного предприятия за счет устранения конкурентов;
  3. Создание условий для финансирования реформы инвестором.

При этом сам план, на наш взгляд, является слишком прямолинейным и недостаточно продуманным.

Основные недостатки утвержденного плана:

1. Фрагментарность

План ограничивается только определенным сегментом транспортной жизни города – регулярными автобусами, троллейбусами, трамваями, игнорируя массу других способов перемещения по городу: электрички, личный автомобиль, такси, велосипед, а также вопросы парковки, хранения автотранспорта, размещения объектов обслуживания автомобилей (автосервисов, шиномонтажей, АЗС).

2. Оторванность от планов развития города в целом

Анализируя и моделируя транспортные потоки, необходимо было учитывать текущие планы по строительству жилья, объектов приложения труда, общественных зданий, чтобы наилучшим образом обеспечить будущие транспортные потребности населения.

3. Грубое моделирование по районам

Оценка внутригородских различий между точками генерации пассажиропотока выполнена в разрезе районов города, что не позволяет учесть различий по числу проживающих и числу работников по территориальным частям внутри районов. Внутри каждого района города можно назвать по нескольку микрорайонов с совершенно разными транспортными потребностями и уровнем обеспеченности городским электротранспортом и автобусом. Следовало проводить моделирование по каждой остановке как узлу сети.

4. Игнорирование пригородных маршрутов

В расчет не принимались автобусы, обслуживающие ближайшие к Волгограду населенные пункты, в то время как Волжский, Городище, Средняя Ахтуба, Краснослободск и другие, очевидно, являются частью Волгоградской агломерации и должны рассматриваться в составе единой маршрутной сети.

5. Значительное сокращение числа маршрутов

Даже при условии снижения интервалов движения автобусов, предложенный отказ от маршрутов вызовет рост затрат времени на то, чтобы добраться до остановок, которых станет меньше.

6. Сокращение числа альтернатив

Вместо наличия нескольких вариантов общественного транспорта сейчас, в большинстве случаев планом сохраняется только один автобус, от работы которого будет зависеть сама возможность добраться до нужного места.

7. Ухудшение положения жителей отдаленных районов

Тысячи людей, привыкшие к прямым маршрутам, будут вынуждены ездить с пересадками.

8. Переход от конкуренции к монополии

Муниципальные автоперевозчики, функционирующие с убытками из-за оказания услуг худшего качества, чем частные, не выдерживающие конкурентной борьбы за пассажира, с помощью утвержденного плана превращаются в монополистов. Этим ликвидируются рыночные стимулы к совершенствованию, и создаются условия для злоупотреблений.

9. Финансовая несостоятельность плана

Отдельные предлагаемые меры, например, внедрение в автобусах новой системы оплаты, не подкреплено финансовыми ресурсами бюджета.

10. Стимулирование роста автомобилизации и смены места жительства

Вырастут транспортные расходы и ежедневные затраты времени на проезд, и, в зависимости от личных условий, многие семьи рассмотрят варианты приобретения автомобиля или переезда ближе к местам работы или поиска новой работы.

В целом, «документ планирования» служит не столько долгосрочному улучшению транспортной ситуации в городе, сколько финансовому оздоровлению неэффективного автобусного предприятия. Несмотря на некоторые достоинства, в таком виде документ принесет больше вреда, чем пользы.

На сайте Change.org создана петиция губернатору Волгоградской области.