Некоторые элементы планировочной структуры города более устойчивы во времени, чем другие. Этот тезис я впервые прочитал в книге «Эволюция градостроительст
Известно много примеров, когда рисунок плана города воспринимался как способ передачи художественного образа. В частности, план города Бразилиа по задумке архитектора Лусио Коста должен был иметь форму самолета. Концепция создания новой столицы так и называлась – «Plan Piloto», и её следы отчетливо видны на современных видах из космоса.
Современное градостроительство сдержанно относится к «рисованию улицами», в большей степени исходя из здравого смысла, местных условий, существующих и будущих потребностей жителей. Но за идеей города, вписанного целиком в пространственную форму, стоит признать особый вдохновляющий потенциал, основанный на интерпретации городской идентичности.
У трех городов – Царицына, Сталинграда и Волгограда – в смысле планировки очень мало общего.
План г. Царицын-на-Во
План г. Сталинград-на-Во
Фото Волгограда с орбиты МКС (Олег Котов, 2010)
Прямоугольная сетка улиц многократно перекраивалась, и разные периоды наслаивались. Даже трассы главных продольных магистралей менялись после Второй Мировой войны. Но есть одна рукотворная линия, которая заметна и постоянна уже более ста лет.
Эта линия образована изгибом железной дороги, проложенной по насыпи еще в Царицыне, вдоль которой сейчас проходит улица Глубокоовражная. Изгиб, вероятно, связан с необходимостью преодоления реки Царицы в самом узком месте и под прямым углом.
Удивительно, что после всего, через что прошел город мира – Волгоград, в нем остался тот самый стержень, тот самый «упрямый волосок», который виден на плане до сих пор.